И все же не будем торопиться причислять себя к хищникам, хотя мне, например, психологически намного ближе позиция зверя, изрядно потрудившегося, проявившего мастерство и смекалку, чтобы добыть пищу, а потом наевшегося до отвала и денек-другой отдыхающего и развлекающегося, чем тупо жующее с утра до вечера травоядное. Лучше пролистаем энциклопедию
до главы «Приматы», к которым относится человек, и узнаем, что есть еще один способ харчевания, который по научному называется смешанным питанием. Все 200 видов приматов предпочитают употреблять в пищу плоды, орехи, нежные сочные побеги растений, насекомых, яйца; некоторые виды едят мясо птиц, рептилий и млекопитающих. Причем, как ни странно, обезьяны с хищническими наклонностями живут вовсе не в Сибири, а в тех же тропиках, бок о бок со своими более миролюбивыми сородичами. Даже если предположить, что примат вида Homo sapiens, появившийся где-то 35-40 тыс. лет тому назад мяса не ел, то совершенно естественным и не противоречащим физиологии является переход к мясоедению при обеднении привычной кормовой базы, просто человек сменил источник получения протеина. Мы почему-то забываем о таком скромном компоненте рациона как насекомые, а между тем ученые уже давно установили, что по биологической ценности и усвояемости протеинов насекомые превосходят даже мясо. И еще маленький штрих — люди быстро приспособились термически обрабатывать мясо, что облегчает усвоение мясной пищи. Хотя жители Крайнего севера регулярно употребляют в пищу строганину и чувствуют себя прекрасно, зато с растительной пищей их желудки справляются хуже.
Я однажды предложила активисту вегетарианского ордена попытаться завербовать новых приверженцев где-нибудь за Полярным кругом. Мне ответили, что я передергиваю, и что они прекрасно понимают — охота и оленеводство на Севере жизненно необходимы. Странно, то, что считается жестоким и безнравственным в одних широтах, оказывается вполне приемлемо в других, хотя нравственность вроде бы понятие не географическое. Зато пищевые пристрастия зависят в первую очередь именно от места обитания человека. Не зря неофициальной родиной вегетарианства считается Индия, страна, где температура воздуха редко опускается ниже 20 градусов по Цельсию, где собирают три урожая в год. Когда в июле жара под 40, меня лично тоже на отбивную не тянет, салатику бы легкого, да воды побольше. Но так как у нас два месяца в году жарких, два теплых, а в остальные прохладно или холодно, то национальная украинская кухня как раз соответствует климатическим особенностям местности. Не так круто, как у чукчей, но и посытнее чем у индусов. Правда к помощи южан приходится обращаться и закупать у них витаминчики, так как те немногие овощи и фрукты, подлежащие хранению в зимний период, через 2-3 месяца становятся лишь немногим полезнее травы.
Нравственный аспект — имеет ли право человек убивать других неразумных существ, это серьезная философская проблема, но попробую немножко затронуть ее, не влезая особо в дебри.
Недавно видела в передаче о животных документальные кадры, как касатки преследовали самку кита с детенышем, малыша, конечно же, убили. Расстроилась до слез, я вообще неравнодушна к этим гигантам, и самая большая мечта в моей жизни — увидеть вблизи кита. Но потом вспомнила касаток и знаменитого Вилли. Ведь эти красивейшие животные тоже имеют право на жизнь, и если предписано им природой поедать морских млекопитающих, то они будут их поедать, даже если из-за этого излишне впечатлительные барышни будут хлопаться в обморок. Так прямо и просится добавить: «Я сказал!» — естественно не от своего имени, а от создавшего этот порядок вещей. Нас этот порядок не очень устраивает, нам так хочется, чтобы все в этом мире было правильно и справедливо (с нашей точки зрения), и всегда заканчивалось хорошо, как в сказке.
Не потому ли такой популярностью пользуются яркие книжечки, рассказывающие о будущем идеальном мире, где все сыты и довольны, никто не умирает и никто никого не убивает и тигр пасется на лугу рядом с ланью. А если кто-то дотошный спросит: зачем тогда тигру когти и клыки, маскирующая окраска и специфическое анатомическое строение, если травоядному нужны копытца и широкие тупые зубы? И не правильнее было бы нарисовать двух ланей и одну подписать «Тигр», то можно грозно топнуть на него ножкой и сказать, что если он не перестанет задавать такие богохульные вопросы, то в этот идеальный мир не попадет. Потому как эксклюзивным правом приема в это заведение обладает только одна организация и будь вы хоть святым, без их протекции Господь Бог вас и слушать не станет.
Мы, по большому счету, не любим свою планету, нас пугают, ужасают и вызывают отвращение порядки и законы этого мира. У кого не хватает душевных сил, чтобы сделать шаг вперед, навстречу этому миру, тот иногда делает шаг назад, считая, что таким образом ему удалось отгородиться от всех мерзостей жизни и он лично чист и незапятнан, в отличие от подавляющей массы грешных убивец.
Первая группа из этих «идущих назад» по моей классификации — это абсолютные лицемеры. Облачившись в кожу и меха, и выковыряв зубочисткой остатки мяса из зубов, они охотно порассуждают о том, как это жестоко — убивать бедных зверушек. Как-то одна известная дама-психолог заявила с телеэкрана, что мужчина, способный отрубить голову курице не может считаться порядочным человеком и она, например, ни за что бы ни пожелала общаться с таким дикарем. Не думаю, чтобы эта дама не знала, что в деревне любой крестьянин и даже его жена и дети-подростки выполнят усекновение головы несчастной курице без особой рефлексии. Мне это очень напомнило так называемое высшее общество из Мопассановской «Пышки», - вначале заставляют людей что-то сделать во благо себя любимых, а потом дружно их за это презирают. Отличительной чертой псевдоаристократии и псевдоинтеллигенции всегда являлось презрение к тем, кто их кормит.
Умилило до слез еще одно телевизионное нравоучение: один из борцов рассказывал, что мышей он у себя в доме отлавливает безопасной мышеловкой, а затем выпускает на волю в пампасы, т.е. в поле. Сразу же у меня возник каверзный вопрос: что было бы, если бы такому человеку на время доверили заботу об удаве? Удав-то не только морковку и проращенные зерна не ест, он — подлец, даже от мяса отказывается, подавай ему живую крысу или кролика и все тут! Интересно, смог бы человек без ущерба для психического здоровья решить дилемму и что бы выбрал: жуткую смерть от удушения для грызуна или мучительное угасание от голода для рептилии? И как интересно такие добряки решают проблемы с тараканами, которых в поле не выселишь, наверное, соседям подбрасывают? А если, пардон, такая пикантная ситуация как вши или глисты, такой казус может приключиться даже с чистоплотным человеком. Догадываюсь, что добровольцев для пересадки своих паразитов подыскивать не станут, но хоть всплакнут о безвременной кончине кровных братьев своих?
Вторая группа — относительно лицемерные люди. Они не употребляют в пищу мясо, но при этом охотно пользуются побочными продуктами животноводства. От предыдущей группы они отличаются только повышенной агрессивностью. В одной из телепередач, где схлестнулись в полемике вегетарианцы с мясоедами, я обратила внимание на несколько странное поведение миролюбивых травоядных. Лица у людей были какие-то напряженные, они постоянно срывались на резкий тон и даже допускали оскорбления оппонентов. Если бы я была в студии, то просто попросила бы телезрителей посмотреть внимательнее на этих людей, чтобы знать до чего может довести вегетарианство. И лишь какое-то время спустя я узнала о последних исследованиях ученых, выяснивших, что переход к вегетарианству действительно делает человека более агрессивным. Это и не удивительно, недостаток белков — единственного источника пищевого азота для организма человека, грозит еще и не такими сбоями. Что ж, лишний раз нескромно порадовалась своей наблюдательности и порадовалась искренне еще одному научно обоснованному аргументу.
Группа третья — оголтелые лицемеры — случай самый тяжелый. Люди это бескомпромиссные: обувь пластиковая, мех искусственный, ни яиц, ни молока, ни даже меда — продукта бессовестной эксплуатации трудолюбивых пчелок. Это они любят обливать краской меховые манто, давая повод богатым леди оплатить убийство еще нескольких десятков пушных зверьков, или заражают бешенством буренок в Англии, демонстрируя, что для них главное не то — умрет животное или нет, а чтобы его никто не съел. Почему же я назвала этих пламенных революционеров лицемерами? Ну, хотя бы потому, что эти люди не научились обходиться без еды, даже анекдот на эту тему появился: «Если вы так любите животных, то почему поедаете их пищу?» Чтобы получить к столу злаки и овощи, нужно было их вырастить, а для этого, в свою очередь, надо было уничтожить лес, луг, степь, использовав эти земли под пашню. На мой взгляд, бескрайние просторы возделанных земель должны ужасать не меньше, чем убийство животных. Кусок хлеба на столе это — тысячи чьих-то жизней, у которых отняли их дом. А чтобы изготовить пластиковую обувь или синтетическую ткань были построены химзаводы, которые даже смешно сравнивать со зверофермой или кожевенной фабрикой. Да за синтетической шубкой в десятки раз больше трупов, чем за норковым манто. Наш дом, каждая вещь в нем, начиная от мебели и заканчивая поварешкой и рулоном туалетной бумаги это — миллионы уничтоженных и не рожденных животных. Даже самим фактом своего существования мы наносим ущерб окружающей среде, так как занимаем чье-то место на нашей далеко не безразмерной планете. Все, что мы можем сделать для блага природы — лишить себя жизни. Правда, убивая себя, мы уничтожаем частицу природы, а значит, наносим ей урон. Получается замкнутый круг. Но выход все же есть: уменьшить свои претензии на роль гегемона и смирить желание безудержно размножаться, увеличивая народонаселение. Ученые давно бьют тревогу, предупреждая, что скоро на всех не только еды и воды не будет хватать, но даже воздуха. В мире, где постоянно совершенствуются технологии, нет проблем с производством материальных благ, есть проблема с созданием рабочих мест, которую государства решают часто в ущерб экономике.
И, чтобы не нарушать традицию, раз уж начала посылать: кого в тайгу, кого в Заполярье, попрошу господ из третьей группы поискать себе какую-нибудь другую планету, не такую жестокую как наша.
Ну, и в заключение, еще одна сказочка-антиутопия. Представьте себе мир, где введен запрет на убийство животных и употребление их в пищу. Всех нас рыночные отношения сделали немножечко экономистами и кой-какое представление о себестоимости продукции и цене товара мы имеем. Крестьянин, решивший завести кур для получения яиц (ни в коем случае не мяса!) должен будет содержать еще всех вылупившихся петушков и старых кур, прекративших нестись. Думаю, что на одну несушку придется где-то 20-30 нахлебников. А если какой-то ушлый хозяин попытается укоротить жизненный срок птичке, то сразу его прищучат с помощью судмедэкспертизы. Не знаю, что там предусмотрят в уголовном кодексе — пожизненное заключение или разорительный штраф, чтоб впредь неповадно было. Понятно, что цена на яйца вырастет не в 20-30 раз, сюда еще нужно прибавить расходы на оборудование и эксплуатацию дополнительных площадей курятника, ветобслуживание больных и старых птиц, отчисления на содержание проверяющих и контролирующих органов и т.д. и т.п.
Любителям молочка придется еще труднее, кроме дойной буренки придется содержать с десяток быков и старых коров. И прощайте пирожные, торты и прочая выпечка, мороженое и молочный шоколад, сыр, сметанка, йогурты и множество вкусностей, где в качестве ингредиентов используют яйца и молокопродукты. Яичницей и вареничками с творогом будут лакомиться по праздникам олигархи, вместо икры и лобстеров. А еще будут умирать большинство младенцев, нуждающихся в искусственном вскармливании... Не все они смогут приспособиться к суррогатным смесям. Но если подумать, то может действительно не стоит жить, если придется всю жизнь питаться силосом.
Мы любим повторять, что Земля — наш дом, вопрос с хозяином дома давно уже решен, а стало быть, все остальные его обитатели являются нашими питомцами. И есть среди них такие животные, качество жизни которых всецело зависит от нас. Я просто хочу, чтобы собак и кошек кормили мясом или специализированными кормами, а не кашей и соей, какие бы тараканы у нас в голове не завелись.
Еще я хочу, чтобы не исчезла с лица земли группа собак, именуемых — охотничьи собаки. Чтобы лес оглашался звонкой мелодией гончих псов, чтобы летели быстрее ветра борзые, чтобы маленькие таксы и терьеры бесстрашно ныряли в темные норы, чтобы замирали, как статуэтки, вытянувшиеся в струночку легавые. Без них мир станет намного скучнее и беднее.
|