2000-2003г
О ПСИХОЛОГИИ, ИНТЕЛЛЕКТЕ, ХАРАКТЕРЕ СОБАК И НЕМНОГО О ЧУДЕСАХ.
Ну почему я так не люблю, когда говорят, что собаку нельзя очеловечивать? То ли потому, что смысл этой фразы несколько туманен и расплывчат и каждый может подразумевать что-то свое. Для некоторых даже собачий комбинезон и бантик на челке уже очеловечивание. А может потому, что фраза эта — наследие тех времен, когда собака была вспомогательным средством повышения обороноспособности армии и, потому было удобнее считать, что поведение собаки — это сложная рефлекторная деятельность, результат проявления многочисленных условных и безусловных рефлексов. Правда, многие поступки собак никак не вписывались в эту примитивную схему, но такова уж особенность современной науки: если при каком-то необычном событии не присутствовало с десяток ученых мужей, то все произошедшее объявляется вымыслом, преувеличением, неправильной интерпретацией фактов. Но когда количество свидетельств превысило все разумные пределы и среди свидетельствующих оказались и профессиональные кинологи, и люди, доказавшие своей деятельностью в других областях науки умение правильно оценивать и интерпретировать факты — зоопсихология милостиво согласилась на «элементарную рассудочную деятельность», при этом продолжая стойко придерживаться материалистического эволюционного направления и категорически отвергая антропоморфические, идеалистические и вульгарно-материалистические взгляды на психическую активность собак.
Слово антропоморфизм хоть и переводится как очеловечивание, но звучит куда как солиднее и, являясь научным термином, имеет четкое определение: представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих человеку. Противники уточняют: присущих в действительности только человеку и предупреждают, что антропоморфическое толкование поведения животных означает стирание грани между человеком и животным, ведет к игнорированию качественных особенностей человеческой психики, биологизации поведения человека. Вообще, психология — наука очень деликатная и очень уж переживает как бы кого не обидеть. Вот даже термин инстинкт, психологи решили не считать более научным термином применительно к человеческой психике, и вовсе не потому, что мы начисто лишены совокупности врожденных компонентов поведения и психики, а потому, что слово это — инстинкт очень уж режет слух многим утонченным особам. Ну не хотят они признавать, что сотворены по образу и подобию всего живого в этом мире! И как официальной науке не пойти навстречу?
Известный ученый, наш с вами земляк, Николай Амосов на протяжении многих лет изучавший механизмы разума и искусственного интеллекта, психологию и модели личности, социологию и модели общества в своих «Раздумьях о здоровье», писал: «Интересный вопрос: сколько в человеке животного? Религия внушала людям, что человек — высшее существо, отличное от всех других, эта идея позднее проникла в науку и существует в ней по сию пору. То, что раньше называли «божественной сущностью», теперь называют «социальной сущностью человека» и противопоставляют ее биологической природе, даже медики находятся под влиянием этой идеи. Думаю, здесь явное недоразумение, при самом тщательном изучении невозможно найти в физиологии и биохимии человека такие отличия от прочих тварей, которые превышали бы различия, существующие между другими биологическими видами. Его тело функционирует так же, как у всех высших млекопитающих, и даже законы мышления у них общие. Просто у человека над «животной» корой надстроен «этаж» с большой памятью, обеспечивающей более сложное поведение и механизмы творчества. Конечно, они оказывают влияние на «тело», но меняют его физиологию и биохимию только количественно, а не качественно».
Я, лично, никогда не понимала: почему признание того, что в основе такого чувства как любовь лежит инстинкт продолжения рода, делает это чувство менее прекрасным, а наличие инстинкта заботы о потомстве делает менее святыми чувства матери? Ведь знание того, что на самом деле не существует сладкого, соленого, кислого, а это просто реакция наших вкусовых рецепторов, не делает пищу пресной и невкусной. Пока не решена проблема: что считать базисом, а что — надстройкой в человеческой психике, будут разногласия и в понимании психологии собаки. И первый шаг, как мне кажется, вообще отказаться от термина антропоморфизм, при оценке психических свойств животных, т.к. свойства эти в равней степени присущи многим млекопитающим и не являются прерогативой человек.
Есть ли у высших животных и, в частности, у собаки интеллект и способна ли она мыслить? На этот вопрос отвечает утвердительно даже официальная наука. Конечно, интеллект собаки имеет качественные отличия от человеческого, процессы мышления у собак предметно отнесены, собаки не способны к абстрактному понятийному мышлению и пониманию коренных причинно-следственных связей. Собаки не могут логически мыслить, но иногда могут составлять элементарные логические цепочки. У собак отсутствуют творческие способности и способность понимать творчество человека. Как и у людей, у собак встречаются особи с разной степенью умственной одаренности и так же как и у людей уровень интеллекта зависит от врожденных способностей и от того, как их развивали.
Время от времени собирается очередная группа ученых-этологов с целью выяснения пределов собачьего разума, а также определения наиболее интеллектуальных пород. То ли методики исследования очень уж сильно отличаются, то ли ответственность за всю породу возлагается на 1-2 собаки, но результаты всегда приятно радуют разнобоем: породы, лидирующие в одних рейтингах, позорно занимают нижние строчки в других. Это подтверждает, что нет глупых и умных пород, а есть глупые и умные собаки.
ЧАСТЬ 1. ИНТЕЛЛЕКТ
Подражание
На первый взгляд, способность животных к подражанию кажется такой несущественной мелочью, но на самом деле – это один из важнейших компонентов группового поведения, дающий возможность в процессе обучения формировать этот самый интеллект. У собак различают инстинктивное подражание — особую форму научения, когда одно животное следует примеру другого и высшее проявление подражания — имитационное решение задач на основе одного лишь созерцания действий другой собаки.
Но наиболее интересной и необычной является способность собак перенимать некоторые манеры и привычки у своих хозяев и совершать действия совершенно не свойственные хищникам в дикой природе. Собаки крупных пород могут совсем по-человечески усаживаться на диван или на колени к хозяину, оставляя передние лапы на полу. Моя догиня Эльза даже закидывала при этом «ногу на ногу». Еще пример: однажды я рубила топориком телячий хребет, положив досточку на пол. Эльза проявляла огромную заинтересованность, но я ее отгоняла, чтобы ненароком не поранить. Тогда она села рядом, обняла меня лапой за плечи и, наклонив голову, заглянула мне в глаза умильным взглядом. Совершенно человеческий жест, выражающий просьбу!
Многие собаки умеют улыбаться. Хотя финский этолог Ёран Бергман считает, что обнаженные от восторга зубы — это смещенная реакция на раздражители, собака просто отучена бурно выражать свою радость: прыгать, лизать руки и лицо хозяина. Я не совсем с этим согласна, и сказала бы, что собаки улыбаются тогда, когда радость не очень велика. Из всех моих собак так широко, с показом зубов, улыбаться могли только две: догиня Эльза и такса Ники. Никаких ограничений для проявления эмоций у них не было, и в моменты большой радости они вели себя еще восторженнее, чем собаки в примере, приведенном Бергманом. А вот улыбкой Ники приветствует хорошо знакомых, но не таких любимых, как хозяева, людей. Эльза встречала улыбкой в том случае, если я отсутствовала дома совсем не долго. Она еще могла улыбаться виновато. Это означало, что в мое отсутствие она совершила нечто запретное, но очень желанное для себя, с чем просто не в силах совладать: повалялась на постели, съела очередную мою помаду. Если проступок был более серьезным, она реагировала совсем по-другому: выбегала на секундочку в прихожую поздороваться, затем бежала на свое место и сидела там, прижав к затылку уши и зажмурив глаза.
Но вот тот же Бергман, в той же книге «Поведение собак» далее пишет: «Характерную для умиротворенного состояния некоторых собак мимику вполне можно назвать улыбкой. При этом у собаки с достаточно мягкой и подвижной кожей в углах рта образуется отчетливо видная складка. В момент настороженности улыбка сразу исчезает». Это очень напоминает поведение младенцев в первые дни жизни, вначале — легкая, умиротворенная улыбка в состоянии комфорта, а через несколько недель уже радостная улыбка в ответ на ласковые слова и улыбку матери.
Память
Собаки обладают превосходной памятью. Они могут вспомнить хорошо знакомого человека после многолетней разлуки; прекрасно помнят запахи; как и все хищники, подмечают на пути следования мельчайшие детали и реагируют на изменение привычной обстановки. Но вот могут ли собаки вызывать образы в памяти? Американский биолог Леон Уитни, автор книги «Психология собаки», признанной в свое время лучшей практической кинологической книгой года в США, не только отрицает такую способность, но даже предполагает, что собака не помнит о существовании своего хозяина, когда его нет дома.
Не думаю, чтобы волнение и напряжение собаки, ожидающей хозяина, возвращающегося с работы в одно и то же время, были просто условным рефлексом на приближение определенного времени суток. Не знаю как в Америке, но наши собаки точно знают - кого ждут и очень переживают, если хозяин задерживается, даже если дома есть другие члены семьи и собака не страдает от одиночества. И грустят собаки, если надолго уезжает кто-то из домашних.
Моя такса Ники однажды продемонстрировала возможности собачьей памяти но отношению к менее значимому, чем любимый хозяин, объекту. Одно время я постоянно покупала витаминные палочки и хранились они в чашке на полке в серванте. Когда собакам хотелось получить лакомство — они подходили к серванту и «просили». Ничего другого, съедобного или интересного для собак в серванте не было. Потом интерес к палочкам как-то пропал и я перестала их покупать. Прошло полгода (!), огромнейший по собачьим меркам срок и, вдруг, Ники вспомнила, подошла к серванту и стала требовать угощения. Мне пришлось взять ее на руки и показать, что чашка пуста, и пообещать купить завтра то, что она хочет. На следующий день она с удовольствием хрупала выпрошенные палочки (я не показывала их ей, а подождала, когда она сама вспомнит), за ней и остальные собаки возобновили прежнюю привычку. (Прим. автора: Этот случай произошел несколько лет назад, но, по-видимому, мысли летают в воздухе не в переносном, а в самом прямом смысле, потому, что в тот день, когда я печатала начисто эту статью для отправки в редакцию, Ники опять подошла к серванту за палочкой).
Помнят ли собаки о совершаемых ими проступках? Ни в одной книге по дрессировке вы не найдете подтверждения этому, более того, вас обязательно предупредят, что собака забывает о своих прегрешениях немедленно и наказывать ее после этого бессмысленно и вредно. Но вот, известный всем собаководам, психолог и этолог Конрад Лоренц считает, что: «Отсроченное наказание может быть полезным только для собаки, которая постоянно совершает что-то недозволенное и знает это». То есть, Лоренц уверен, что некоторые собаки очень даже помнят и понимают свою вину. Но только некоторые и не всегда! Поэтому к наказанию нужно прибегать только в случаях злостного хулиганства и при 100% уверенности в том, что собака принадлежит к категории памятливых. В прочих ситуациях достаточно отчитать собаку и пристыдить, внимательно следя за ее реакцией, не исключено, что со временем начнет понимать. Пример того, что собака может не только помнить, но и оценивать степень своего проступка я привела в предыдущем разделе (реакция Эльзы на мой приход, если она провинилась). Но собака может еще и понимать перед кем конкретно она провинилась.
Прихожу как-то домой и вижу, что моя такса Венечка выпотрошила дочкины тапочки-собачки. Попробовала поругать ее, но реакции никакой и я сразу же оставила эту затею. Часа через два пришла дочка и я сообщила о безвременной кончине ее тапочек, предупредив, что ругать собаку бесполезно. Дочка отнеслась к произошедшему с юмором, посмеялась, (т.е. никаких раздраженных и сердитых ноток в нашем разговоре не было) и поинтересовалась: куда же это таинственно исчез наш Джек-потрошитель? Мы кинулись искать Веньку и, предательски торчащий из-под двери хвостик, помог нам обнаружить ее в узкой щели между дверью и креслом. Это была не собака, а само раскаянье, она так извинялась перед дочкой! Видно не на пустом месте возникла поговорка: «Знает собака чье мясо съела».
Я-концепция или самосознание
Группа специалистов под руководством профессора Джона Аллмана из Калифорнийского технологического института обнаружила у некоторых высших животных, в том числе и у собак так называемые «нейроны самоидентификации». Это особые мозговые клетки, отвечающие за самосознание. Таким образом, собака ощущает себя отдельным неповторимым существом, личностью, мало чем отличаясь в этом отношении от человека. У дельфинов, кстати, ЭТИХ клеток оказалось даже больше, чем у человека.
См.продолжение
|